Можно ли заряжать электромобиль до 100%?

Можно ли заряжать электромобиль до 100%

Электромобили значительно улучшили свой запас хода за последние годы. Согласно статистике, средний запас хода на одной зарядке вырос с 243 км в 2017 году до 350 км в 2021 году, и эта граница продолжает расширяться. Некоторые модели электромобилей способны проехать на одном заряде до 840 км. Запас хода при полной зарядке подразумевает использование аккумулятора от 100% до 0%, однако бытует мнение, что такие крайние значения вредят батарее электрокара.

Полностью заряжать или разряжать аккумулятор электромобиля: вредно ли это?

В аккумуляторах «электричек», как правило, используется литий-ионная технология. И точно так же, как и в других устройствах с литий-ионными батареями (например, телефонах и ноутбуках), заряжание до 100% может привести батарею в нестабильное состояние, что негативно сказывается на его емкости или даже приводит к серьезным поломкам.

К счастью, серьезные поломки случаются крайне редко, но вот постепенная деградация батареи — явление гораздо более распространенное. Постоянная зарядка до 100% способствует росту литиевых металлических волокон, называемых дендритами, которые могут вызвать короткое замыкание. Однако чаще всего литий-ионы выходят из строя из-за побочных реакций внутри электролита. Это часто происходит из-за более высокой температуры, возникающей при зарядке аккумулятора до его максимальной емкости.

Но это не значит, что полностью заряжать электромобиль нельзя никогда. Если вам нужно совершить дальнюю поездку или у вас нет доступа к зарядной станции в течение некоторого времени, то occasional charging (редкая зарядка) до 100% вряд ли вызовет серьезных проблем. Негативное влияние оказывает именно постоянная зарядка до максимума.

Полный заряд — это не совсем то, что кажется

Знаете ли вы, что некоторые автопроизводители встраивают в свои авто с электродвигателями буферную зону, чтобы максимально сохранить работоспособность аккумулятора? Это означает, что когда на панели управления отображается 100% зарядки, аккумулятор на самом деле не достигает пределов, которые могут повлиять на его состояние. Этот резерв или буфер смягчает деградацию, и большинство автопроизводителей, скорее всего, будут прибегать к этому типу конструкции, чтобы их автомобили служили как можно дольше.

Полностью разряжать аккумулятор тоже вредно

Полностью разряжать аккумулятор тоже вредно

С другой стороны, для аккумулятора электрокара не менее вредно, а возможно, даже более вредно, полностью разряжаться до 0%. Если он достигнет 0%, то его необходимо будет осторожно восстанавливать. К счастью, система управления батареей электромобиля (BMS) разработана так, чтобы всегда оставалось 5-10% заряда, поэтому полная разрядка при использовании невозможна. Единственное исключение — если автомобиль продолжает стоять, и батарея саморазряжается, но теоретически это займет недели или месяцы.

Минимизация разряда — лучший вариант

Хотя регулярная зарядка до максимума (100%) или полная разрядка (0%) нежелательны, реальная долговечность аккумулятора зависит от менее интенсивного использования. Проводятся исследования, чтобы определить, насколько сильно глубина разряда влияет на здоровье «накопителя», и результаты оказываются убедительными.

В целом, постоянная разрядка аккумулятора более чем на 50% его емкости сокращает ожидаемое количество циклов зарядки-разрядки, которое он выдержит. Например, зарядка аккумулятора до 100% и разрядка до менее 50% сократит его срок службы, так же как и заправка до 80% и разрядка до менее 30%.

Как влияет глубина разряда (DoD) на срок службы батареи?

Аккумулятор, который разряжается до 50% DoD, сохранит свою емкость в четыре раза дольше, чем тот, который разряжается до 100%. Поскольку батареи электромобилей практически никогда не разряжаются до 100% (вспомним о буферных зонах), влияние в реальных условиях, скорее всего, будет менее значительным, но все же существенным.

Как заряжать электрокар, чтобы продлить срок службы аккумулятора?

Как заряжать электрокар, чтобы продлить срок службы аккумулятора?

Если постоянная зарядка до 100%, разрядка до 0% и DoD более 50% нежелательны, то какой же способ заправки и использования электромобиля является оптимальным?

  • Рекомендуется поддерживать заряд аккумулятора электромобиля выше 20% как для сохранения его работоспособности, так и для предотвращения «заряда-нервозности». Ведь, как и в случае с бензиновым автомобилем, когда горит индикатор низкого уровня топлива, вам хочется уверенности, что вы доедете до заправки.
  • Специалисты часто рекомендуют поддерживать заряд аккумулятора «электрички» в диапазоне от 30% до 80% его емкости, чтобы сохранить его состояние (SoH). CEO одного из ведущих производителей электромобилей утверждает, что зарядка до 90-95% емкости не представляет проблемы для SoH «накопителя». При условии, что SoH не будет постоянно находиться на крайних значениях, это должно предотвратить ускоренную деградацию.
  • Наиболее важным фактором является глубина разряда (DoD). Независимо от того, заряжаете ли вы батарею до 60%, 80% или даже 95%, лучше всего поддерживать DoD как можно ниже, и уж тем более не допускать его превышения 50%.

Избегая регулярной зарядки до 100%, полной разрядки до 0% и поддерживая DoD ниже 50%, вы сможете на долгие годы обеспечить оптимальную работу аккумулятора вашего электромобиля с минимальным влиянием на его состояние.

Дополнительные советы:

  • Используйте зарядные устройства, рекомендованные производителем вашего электроавто;
  • Избегайте заправки «накопителя» при экстремальных температурах;
  • Регулярно проверяйте состояние батарею у вашего дилера.

Следуя этим простым советам, вы сможете продлить срок службы аккумулятора вашего электромобиля и максимально использовать его возможности.

Помните: технологии постоянно развиваются, и с каждым годом батареи электрокаров становятся более емкими и устойчивыми к износу. Поэтому следите за новинками в этой области и при необходимости обновляйте свои знания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *